Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

Готовимся к выпускным экзаменам. Советы психолога. Лидия Орлова, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и предметных методик МГИРО

Весь фокус в том, на что ориентироваться...

Мы сами делаем себя или несчастными, или сильными.

Объём необходимой работы в обоих случаях один и тот же.

Карлос Кастанеда

Выпускные экзамены — это время волнений не только учеников, но и их роди­телей, учителей, администрации учреждений образования. Чего следует ожидать при подготовке к выпускному экзамену? Как вести себя окружению выпускника? И как сделать самый важный выбор — выбор профессии? Каждый взрослый чело­век сдавал выпускные экзамены, имеет опыт проживания этой ситуации. Следова­тельно, он может понять, что чувствуют дети в период подготовки к экзаменам.

Выпускные экзамены — это не только контроль знаний, а также испытание характера. Подготов­ка к выпускным экзаменам со­провождается высокими эмоцио­нальными и интеллектуальными перегрузками. В этот период осо­бое значение имеет психологиче­ская поддержка учащихся. В её основе лежат такие механизмы, как понимание, авансирование, доверие, позитивная установка, похвала, сопереживание.

В период подготовки к вы­пускным экзаменам психоло­гическую поддержку оказыва­ют как учителя, так и родите­ли, родственники. Родителям необходимо демонстрировать компетентное участие и готов­ность в любую минуту прийти на помощь своему ребёнку, ве­рить в его успех и говорить ему об этом. Иначе родители могут передать своё напряжение, страх детям. Необходимо, чтобы в се­мье, где воспитывается ученик выпускного класса, царила ат­мосфера благоприятного психо­логического микроклимата. Сле­дует посоветовать родителям не предъявлять завышенных требо­ваний к своим детям, не требо­вать от них делать так, как они считают правильным. Каждый ребёнок индивидуален, то, что поможет при подготовке одному, может повредить другому. Одни учащиеся лучше запоминают ма­териал, когда видят, другие — когда слышат, третьи — когда чертят схемы, составляют опор­ные конспекты. У каждого свой способ повторения.

Выпускной экзамен — это стресс. Разработчик концепции стресса Ганс Селье определяет стресс как неадекватную реак­цию на ситуацию. Эмоциональное напряжение порождает не сама ситуация, а как эта ситуация вос­принимается. Восприятие являет­ся одним из важных когнитивных процессов человека. Если выпуск­ник воспринимает ситуацию эк­замена и думает о ней как о про­вале, то, как правило, появляется чувство страха, тревоги, паники. Возможен ли успех на экзамене, если ученик испытывает страх? Анализируя побуждения к дея­тельности, психологи выделяют два личностных мотива: мотив достижения успеха и мотив из­бегания неудачи (мотив страха). Учащиеся, имеющие мотив до­стижения, используют при подго­товке к экзамену следующие спо­собы: рациональную стратегию, направленную на повышение зна­чимости результата; самоинструк­ции, способствующие удержанию направленности познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации экзамена. А учащиеся, имеющие мотив избегания неудачи, используют иные способы: стратегии, обес­ценивающие значимость общей цели, результата, внушая себе «не очень-то и хотелось». Позитивная формулировка цели конструктив­на. Когда учащийся говорит себе: «Я хочу получить высокий балл на экзамене», он понимает, куда двигаться и чего он хочет. Учени­ки, имеющие мотивацию дости­жения, реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к пре­одолению трудностей и добивают­ся высоких результатов.

Если ученик выпускного клас­са при подготовке к экзамену ду­мает, что поставленная цель будет достигнута при наличии навыков самоконтроля, самодисциплины, то эти мысли приведут к ре­зультату. Наши мысли опреде­ляют наши эмоции, а эмоции — действия. Существует тесная взаимосвязь: мысли - эмоции - действия. В психологии описаны техники, которые помогают со­хранять стрессоустойчивость. Ак­туальна техника рефрейминга — разрыв шаблона. Она позволя­ет посмотреть на ситуацию под другим углом зрения и увидеть в ней другие оттенки. В ситуации подготовки к выпускному экза­мену ученик может систематизи­ровать свои знания, приобрести опыт преодоления стрессовой си­туации, развить те черты харак­тера, которые помогут достигать результата на жизненном пути, в целом мобилизовать интеллекту­альные и эмоциональные ресур­сы организма.

В период подготовки к вы­пускным экзаменам учителям не нужно быть категоричными в оценках достижений, а осо­бенно личностных качеств уча­щихся. Взрослому окружению необходимо направить внимание учащихся на осознание значе­ния экзаменационной ситуации, подчеркнуть ответственность са­мих выпускников за результа­ты, которые повлияют на даль­нейшие перспективы обучения в вузе, техникуме, училище.

А теперь о самой ситуации подготовки к выпускным экза­менам. Родители задают вопрос, стоит ли менять режим дня при подготовке к экзаменам. Не сле­дует радикально менять свой ре­жим дня. Желательно сохранить привычный ритм сна и бодрство­вания. Организм учащихся при­вык в 7 часов пробуждаться, а в 11 ложиться спать. Чтобы не было переутомления, сон должен быть не менее 7-8 часов. Сокра­щение времени, отведённого на сон, не только приведёт к плохо­му психическому самочувствию, вялости, апатии, но и снизит эф­фективность подготовки к Экза­мену. Выпускникам необходимы прогулки на свежем воздухе 1-2 часа, чередование труда и отды­ха. Продуктивным является гра­фик: 40 минут подготовки и 15 минут отдыха, как во время за­нятий в школе. Самые трудные задания выполняются в те часы, когда организм развивает макси­мальную активность. Первый пик активности приходится на 9-12 часов, а второй — на 17-20 часов. Советуем обратить внимание на режим питания. Рекомендуется 4-5-разовое питание.

Интеллектуальная подготовка к выпускным экзаменам имеет свои особенности. Следует под­черкнуть значение самодисци­плины. Как правило, по мнению учащихся, им не хватает време­ни на подготовку. Проводились исследования временного интер­вала относительно подготовки к любому виду деятельности. Вы­явлена закономерность, сколько бы времени не отводилось, его всегда не хватает и достижение цели зависит от правильного рас­пределения времени. Советуем учащимся поэтапно двигаться к поставленной цели, рациональ­но организуя своё время. Подго­товьте письменное расписание, в котором укажите конкретные действия с конкретными срока­ми выполнения. Это поможет из­бежать ненужного беспокойства. Если при подготовке к выпуск­ным экзаменам у вас возникнет ощущение невыполнимости, то запланированный результат и не будет достигнут. Прежде всего думайте о первых шагах к дости­жению цели, оставив в стороне все прочие дела. Важна позитив­ная когнитивная установка: «Я хорошо подготовлюсь и добьюсь прогнозируемого результата».

При подготовке к выпускным экзаменам большое значение имеет наличие умений работать с учебником. При повторении материала обращайте внимание на название тем, они определяют смысловые ориентиры. Акцен­тируйте внимание на выводах и резюме в конце параграфа, раз­дела, на основных понятиях. Та­кое повторение будет целенаправ­ленным и осмысленным. Имеет значение учёт индивидуальных особенностей развития когни­тивных процессов учащихся, индивидуального стиля деятель­ности. Эта система обусловлена индивидуально-типологическими особенностями человека. Ана­литическая стратегия усвоения материала — низкий темп, боль­шое число повторений, малая вариативность заданий, акцент на произвольное запоминание. Синтетическая стратегия — ис­пользование интерактивных форм и методов (повторение в парах, группах), разнотипность заданий, склонность к конструированию и компоновке деталей. Классным руководителям необходимо об­ратить внимание и довести до сведения родителей особенности подготовки учащихся, имеющих слабый тип высшей нервной дея­тельности. Слабый тип нервной системы имеет ученик меланхо­лического темперамента. Слабость нервной системы — это склон­ность к астении, переутомлению. В то же время это мыслитель­ный тип, глубоко проникающий и видящий смысл изучаемого. Эти дети любят работать обстоя­тельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому благоприятны ситуации, требующие последо­вательной, планомерной работы, им легче действовать по шаблону, схеме. Предпочитают при повто­рении материала задействовать внешнюю опору (графики, схе­мы, рисунки). Склонны тщатель­но контролировать результаты. С целью профилактики переутом­ления родителям необходимо кон­тролировать чередование труда и отдыха ребёнка. Не забывайте о расслаблении, переключении на физические действия. Небольшой отдых поможет учащимся сосре­доточиться и с новыми силами приступить к работе.

В момент начала выпускного экзамена, если возникает трево­га, страх, рекомендуем провес­ти дыхательную гимнастику — медленное дыхание со счётом. Советуем учителям и родителям самим успокоиться, так как на­пряжение обязательно передастся учащимся. Надеемся, что наши советы при подготовке к выпуск­ным экзаменам помогут достичь прогнозируемых результатов

Рекомендации для родителей по психологической подготовке детей к выпускным экзаменам и ЦТ

разгарнуць » / « згарнуць

Раздзелы сайта